[Список Лекций] [Становление ] [Годы учёбы Н.Н. Яненко в Томском университете] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Становление

Годы учёбы Н.Н. Яненко в Томском университете

Учёба в ТГУ

Н.Н. Бородина, Л.И. Васильев, З.И. Клементьев, В.И. Суслова

В августе 1939 г., когда будущие студенты съезжались в Томск, они были озабочены проблемами, обычными для начинающих учиться вдали от дома. Все начиналось весьма прозаично.

Вспоминает Лев Иванович Васильев: «Мы приехали с Колей в Томск одним поездом. Вышли из вагона — на вокзальной площади татарин с арбой, подзывает нас, предлагает подвезти вощи. Набралось несколько желающих, положили свои нехитрые пожитки на телегу — и пошли, держась за высокие борта арбы, к университету через огромный пустырь, отделяющий вокзал от города».

Возможно, это покажется кому-либо преувеличением, но, думается, что сам Томск с его строгим обликом старого сибирского города, с его тогдашней тихой провинциальностью и скрытой от беглого непристального взгляда красотой, наложил определенный отпечаток на университетскую жизнь Николая Яненко, приехавшего из самой «столицы Сибири», как тогда вполне официально именовался Новосибирск (в нем были даже посольства некоторых государств, например, Японии). Но объяснять особенности томского периода только сибирским колоритом было бы, конечно, неверно. Николай Яненко учился у конкретных преподавателей, и то, какие они были, определило в нем очень и очень многое.

Думается, что фраза Ньютона: «Я видел так далеко потому, что стоял на плечах гигантов», — в устах Николая Николаевича, часто повторявшего ее, звучала не только признанием заслуг своих великих предшественников в области любимой науки, по и глубокой признательностью своим учителям. Среди них преподавателям Томского университета принадлежит особое место. Они учили в тяжелейших условиях военного тыла и учили блестяще. Один из них — Захар Иванович Клементьев, человек интереснейшей судьбы, рассказывает о своем ученике.

«Николай Яненко был идеальный студент— это я могу сказать как преподаватель совершенно ответственно. Именно идеальный. О таких учителя могут только мечтать. Всегда все знал. Всегда отвечал очень толково, глубоко излагал материал, на любой дополнительный вопрос мог ответить. Но блестящим студентом я бы его не назвал. Это слово к нему совершенно не подходит, он был очень скромен. Со своими прекрасными способностями, богатыми знаниями, часто превышающими учебный курс, он никогда не выделялся среди ребят поведением, манерами — совершенно не было в нем шика отличника. Курс, на котором учился Николай Яненко, был для меня особенным.Я начал у них преподавать после окончания аспирантуры Ленинградского государственного университета. Я вел матанализ — серьезнейшую, ответственную дисциплину. Хотел быть строгим, думал: вдруг не обеспечу хорошей подготовки?! Надо их гонять! Спрашивал всегда досконально. Вопрос, другой, третий — а они все отвечают и отвечают! Вот такие были ребята...

Николай еще тогда отличался чрезвычайной серьезностью.Ну, молодежь —знаете сами: шум, смех, танцы, походы... Он как-то в стороне от всякой общественной жизни держался. Но что интересно — ребята его очень уважали, можно сказать, любили. Я это знаю точно, я всегда со студентами был очень близок, мне очень много рассказывали... и до сих пор рассказывают. А однокурсники Николая, помню, с особым восхищением обсуждали, как он учил языки — у него по карманам были рассованы карточки с иностранными словами, а на обороте — перевод. И как только выдается какое-то свободное время — даже в очереди — он свои карточки раз — и вытащил, и быстро перебирает...

Во время войны, конечно, все изменилось. Учиться стало очень трудно — голод. Многим студентам пришлось прервать учебу. Юноши ушли на фронт. Сколько их не вернулось! Николай из-за сильной близорукости не был призван в армию. Оставшись в Томске, жил очень нелегко, но занимался много и напряженно, словно и за тех, кто воевал. Вот встречаю я как-то его на улице. Была глубокая осень 41 года. Я только что вернулся с хлебозаготовок — был командирован райкомом в область. „Захар Иванович, у меня к Вам большая просьба,— говорит Коля,— мне нужны для занятий несколько книг, я нигде не могу их найти. Может быть, Вы мне их дадите?" А у меня была хорошая научная библиотека, но пока я ездил в область, эвакуированных расселили в моей комнате, и я перебрался к своему другу, где все мои книги были просто свалены в угол. Коле пришлось долго разбираться в моих завалах, пока он нашел то, что нужно.

Потом мы много лет не виделись. Когда он переехал в Сибирь, я при первой возможности, когда был в командировке, зашел к нему. Он, по-моему, очень обрадовался. Хорошо поговорили, так, знаете, все живо, остроумно и в то же время продуманно и логично у него получалось. Затем мы стали регулярно встречаться... Когда он бывал в Томске, всегда звонил: „Захар Иванович, хочу вас навестить... " Я тоже всегда объявлялся.

Последний его визит в Томск был очень напряженным по времени, нагрузки большие, да и самочувствие, наверное, было неважным... Он только позвонил, извинился, что не может быть у нас, — это был последний наш разговор... »

Однако вернемся в Томск суровой военной поры.

Рабочий день студента Николая Яненко начинался в 7 утра — он час, до ухода на лекции, учил французский, — и кончался в 1 ч ночи — еще час перед сном он отдавал английскому.Читальный зал университета закрывался в 11 ч вечера — наверняка, студент Яненко был одним из последних, кто его покидал. В эти годы он словно бы потерял свою общительность и не водил знакомства практически ни с кем, кроме старого друга Левы Васильева. Но разговорчивый, живо рисующий картины нелегкой молодости Лев Иванович Васильев о томской жизни своего друга сказал только несколько фраз: «Отличался от всех»; «Занимался очень много».

Чем же объяснить причины строгого томского отшельничества, этой замкнутости, граничащей с суровостью, этого отречения от мира своих сверстников, недавно таких близких и нужных?

Напряжение учебы? Да. Но в аспирантские московские годы ему приходилось, может быть, еще труднее. Тем не менее он был весел, общителен, полон шуток и доброжелательного юмора.

Трудные условия жизни? Да. Но он и не привык к легким, он просто не знал их. К тому же тяготы голодного и холодного тыла он увеличивал сам фантастической нагрузкой, с отличием окончив за три года полный курс обучения в университете и освоив самостоятельно еще другие области знаний, например, выучил два иностранных языка вдобавок к немецкому, который сдал на отлично за весь университетский курс сразу после поступления. Такое сознательное форсирование процесса учебы не могло объясняться только внешними факторами. Они для всех студентов того времени были более или менее одинаковыми. А жизнь у них и у Николая Яненко разнилась весьма сильно.

Рассказывает Вивея Николаевна Суслова, однокурсница Н. Н. Яненко:

«В учебе он был всегда одним из самых сильных. Но в остальном он перед нами никак не раскрывался. Все понимали, что он не такой, как остальные, можно сказать, окружали его молчаливым уважением — и все. Запомнились из тех лет какие-то детали — например, что он был всегда очень бедно одет, даже по сравнению с нами.

Когда мы снова встретились много лет спустя, в 1965 г., я неожиданно для себя обнаружила, что Коля — теперь уже Николай Николаевич — очень интересный человек. С ним можно было разговаривать буквально обо всем. Чувство юмора, оказалось, у него такое особенное, тонкое. Кроме того, выяснилось, что он помнит всех однокурсников и многое-многое о них.

Когда Николай Николаевич приезжал в Томск, он всегда приглашал нас к себе. Иногда мы собирались у кого-нибудь дома. Один раз ездили в с. Богашево, в кедрач. Перед поездкой он был чем-то озабочен, утомлен, а когда узнал, что нужно ехать рейсовым автобусом, решил остаться. Но мы его сообща уговорили. На природе он развеселился, оживился, смеялся — как мы все, помолодевшие, — восхищался наступающей сибирской зимой. Вернувшись в Томск, всей компанией собрались в номере, который занимали Николай Николаевич с женой Ириной Константиновной. Они угощали нас чаем и кофе, потом мы все вместе поехали в аэропорт их провожать. И там прямо в зале наши мужчины — ну дети и дети — затеяли какую-то возню. Коля стоял к ним совсем близко и, казалось, с улыбкой наблюдал за ними, но когда я присмотрелась... У него на лице было такое особое, очень сосредоточенное, задумчивое выражение, и я поняла, что он уже далеко от всех нас, один со своими заботами, мыслями... Совсем как раньше, много лет назад — мы здесь, а он в своем мире, который нам неизвестен».

Итак, была в Николае Яненко какая-то особая отрешенность от мира его сверстников. Учеба для него стала единственным занятием в полном смысле слова, потому что он уже тогда, не обладая еще жизненным опытом, умел видеть дальше многих. Он знал, что ему будет отведено на учебу очень короткое время, потому что умел сопоставить факты и мог предчувствовать то, что набрало силу где-то далеко, громыхало все ближе и грозило грянуть прямо над головой — войну. Знал, что она не минует его. Знал, что потом возможности такой учебы не будет. Поэтому он и занимался сейчас с максимальным напряжением всех сил. Замкнутость и некоторая обособленность от сверстников были неизменными спутниками Николая Яненко в эти годы. Вот почему так скупы строчки их воспоминаний. Но собранные по крупицам сегодня они помогают нам воссоздать некоторые эпизоды студенческой жизни Н. Н. Яненко.

...Вот кучка студентов пробегает из корпуса в корпус. За малое время перерыва нужно пересечь некоторое пространство, промчаться по коридорам, найти аудиторию и занять места. Коля Яненко, уже не блиставшей никакими спортивными достижениями и забросивший даже футбол, в этом забеге впереди всех, прижимая одной рукой к груди стопку тетрадей и простую тонкую ручку, а в другой руке удерживая старую чернильницу- непроливайку. Вот он сидит на лекции — конечно, в первом ряду, ближе к центру аудитории — это его всегдашнее место, потому что видит он плохо, а пропустить что-либо не считает возможным. К тому же на днях, споткнувшись, уронил и разбил очки. Новые будут готовы не скоро. Но он ухитрился уцелевшее стеклышко обкрутить проволочкой, и поднося это подобие лупы к глазам, продолжает писать лекцию, хотя от напряжения уже побаливает голова.

Вот он стоит в очереди за пайком хлеба. Вряд ли он теперь перебирает карточки с иностранными словами — слишком холодно и нестерпимо хочется есть — но он занят серьезными размышлениями, которые не покидают его и по дороге домой. Уже взявшись за щеколду двери дома, он обнаруживает, что руки у него пустые — весь хлеб он съел сразу. А ведь намеревался собрать всю силу воли и, разделив паек на равные части, обеспечить себе завтрак, обед и ужин...

Страшная военная зима 1941—1942 гг. У Николая от недоедания и переутомления началась куриная слепота — с наступлением сумерек и до полного света он ничего не видит. Друзья помогают ему передвигаться, поддерживая под руки. Он продолжает заниматься в те часы, когда зрение с ним. Но дни совсем короткие! В это отчаянное время брат Шура приезжает из армии в отпуск на неделю. В офицерской столовой можно получить жареную печенку. Вместо Шуры это фантастическое по тем временам блюдо ест Николай — целую неделю! И зрение возвращается. Когда же сваливается в дистрофии, без сознания его университетский товарищ Степа Боровенский, у Николая хватает сил погрузить его на саночки и довезти до медицинского института, где можно было рассчитывать на помощь. Она поспевает во-время.

А уже летом 1942 г. Николай Яненко с отличием заканчивает Томский государственный университет. Получен диплом, где в графе «специальность» выведено: «учитель математики». Университетская жизнь была недлинной. Всего три года! Только годы эти особенные. Он будет вспоминать о них как о неповторимой, необыкновенной поре, когда молодые силы и невероятное упорство позволили ему в предельно сжатый срок выполнить программу-минимум — получить высшее образование. Высшее по самым высоким меркам. По тем, какие он сам себе назначил, а уже в то время никто не был к нему более строгим, чем он сам.

Как отличнику ему был предоставлен выбор: преподавательская работа в артиллерийском училище Томска или в селе, в таежной глухомани. Для Николая слова «город» и «голод» были в в то время сплетены неразрывно. Да и хозяйка его последнего студенческого угла советовала: «Езжай, Колюша, в деревню. Маму заберешь, заведете хозяйство — корову, огородик. Так и проживете. Что же здесь-то маяться». Слова старушки казались правильными. Кроме того, детские воспоминания о деревенской жизни вселяли надежду на возможность сосредоточенно заниматься наукой. Значит, решено — они едут в с. Северное.

Перед отъездом Николая из Томска к нему зашли проститься совсем уже немногочисленные товарищи по университету. Все чувствовали себя почему-то стесненно, неожиданная грусть мешала обычному оживлению, хотя никто, в том числе и сам Николай, не предполагал, что впереди его ждут еще более суровые испытания, другие университеты — фронтовые.

[<<] [<] [^] [>] [>>]