[Список Лекций] [Отец дробных шагов] [В силу нашей темноты] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Отец дробных шагов

В силу нашей темноты

Ковеня В.М.

- ...вспоминал доктор наук Виктор Михайлович Ковеня -

«мы в студенчестве всюду ходили по НГУ в поисках интересного и важного». Так нынешний заведующий кафедрой университета попал на спецкурс Яненко. Попал и уже, как говорится, не отпал. Потому что было очень интересно. Из тех лекций Яненко вскоре «выросла» книжка, которую почти сразу же перевели и издали в Англии, Германии и во Франции. Это был период, когда в отечественные конструкторские бюро, особенно оборонного профиля, в институты и на предприятия стала поступать новая вычислительная техника. А специалистов, знающих методы решения задач с помощью этой техники, было мало, а чаще всего они совсем отсутствовали. НГУ и Яненко одни из первых откликнулись на новый кадровый дефицит. В университете открыли кафедру численных методов механики сплошной среды, которую возглавил Николай Николаевич. И он сразу принялся за решение проблемы, которую позднее назвали т е х н о л о г и ч е с к о й  ц е п о ч к о й. То есть исследователи, конечно, должны знать сами задачи, методы их математического решения и уметь, как называлось тогда, «писать комплексы, пакеты». Без овладения новой вычислительной техникой это было невозможно.

Яненко организовал вместе с Борисом Григорьевичем Кузнецовым весьма своеобразный семинар для студентов. Каждый из них мог получить на нем статью на самом разном языке по тематике кафедры и должен был на семинаре сделать сообщение о том, что он в этой статье понял и узрел. Но сначала, естественно, надо было перевести статью. Ковене, например, попалась статья на венгерском языке, а он знал единственное венгерское слово - Будапешт. Но математиков выручают формулы, по ним можно понять суть. Так что сообщение на семинаре удалось сделать. Яненко важно было выявить интерес студента, его способность трудиться и понимать. И когда на третьем курсе студент Ковеня сдал годовой спецкурс, то у него был законный повод для гордости.

Едва Виктор Михайлович закончил университет и пришел на работу в ВЦ, как Яненко поставил перед ним трудную задачу из области гидроаэродинамики (из-за математической специфики мы опустим название задачи - Р.Н.). Тогда подобными задачами занимались не более двух-трех человек в стране.

- Вот поезжайте в Москву, - сказал Яненко, - познакомьтесь с этими редкими специалистами, изучите литературу и принимайтесь за решение.

Затем Яненко словно отступил от своего ученика на целых два года. Предоставил ему полную самостоятельность. И издали смотрел, как он возится, что делает. И когда убедился, что ученик упорствует, работает и у него что-то получается, то принялся активно помогать. Если бы не получилось, то Яненко оставил бы ученика, забыл о нем.

 

[<<] [<] [^] [>] [>>]