[Список Лекций] [Отец дробных шагов] [Вступление] [^] [>] [>>]

Отец дробных шагов

Вступление

Научные школы — самое ценное интеллектуальное наследство Российской академии наук. Ценнее, на мой взгляд, даже элитных зерен пшеницы наиболее урожайных сортов. Потому что зерна «повторяются»... в зернах, а научные школы плодоносят идеями, которые сплошь и рядом не повторяются. Это развитие многомерное, разветвляемое. Конечно, некоторые научные школы вымирают, как и элитные сорта пшениц. Селекционеры говорят: сорт расщепляется. Впрочем, его еще можно спасти, обогатить или привить ценные свойства одного сорта другому.

И тут сравнение не в пользу научной школы. Если она умирает, то надолго или навсегда. Сначала, чаще всего, это незаметно внешне, но со временем в знаниях и идеях появляется такие очевидные проколы, которые уже нельзя не заметить. Тогда спохватываются, но - увы!- поздно. Германии потребовались десятилетия, чтобы залечить раны, нанесенные фашизмом фундаментальной науке. Разгром генетики в России, а она в буквальном и в переносном смысле обогатила весь мир, сделала возможной «зеленую революцию», настолько отбросил у нас назад биологию, что мы еще до сих пор полностью «выравниться» не можем.

Научные школы умирают не оттого лишь, что власть их не оценила и не поддержала. Нередко она гибнет вместе со смертью лидера. А без личности лидера долго живущей научной школы, как правило, не бывает. Главное достоинство Сибирского отделения РАН как раз в том, что оно сохранило научные школы. Многие лидеры ушли из жизни, а научные школы остались и продолжают свое укрепление и развитие, хотя экономика и политический климат этому мало способствуют. Но школы живут, потому что остались ученики, не разрушены традиции, сохранилась память, не растворилась и не исчезла аура того, кто научную школу основал и высоко поднял планку исследований и требований.

Это в полной мере относится к научной школе академика Николая Николаевича Яненко, которого немцы называли... фатером дробных шагов. То есть отцом. А когда академик Юрий Иванович Шокин приезжал в Германию, то его они называли не менее почтительно, с их точки зрения, - учеником фатера дробных шагов. Их почтение легко объяснялось: Яненко предложил метод, который многое объяснил, упростил и решил сначала в математике, а потом и в других науках. Когда разные сложные задачи разделяют на простые, на дробные шаги, чтобы легче было понимать сложное. Правда, не всем потом удается из простого «выбраться» к пониманию сложного, но это уже зависит от таланта и квалификации исследователя.

Но наш разговор о научной школе Яненко вели те ученые и ученики Николая Николаевича, которые широко и плодотворно пользуются наследием основателя школы. Это директор Института вычислительных технологий СО РАН академик Юрий Иванович Шокин, директор Института теоретической и прикладной механики СО РАН академик Василий Михайлович Фомин, доктора наук Виктор Михайлович Ковеня и Леонид Борисович Чубаров, кандидат наук Алексей Владимирович Болеста.

[^] [>] [>>]